3-е ущелье под Пицундой, это наш пляж Я с Андреем на пляже, после шторма Мюссера, Горбачевская дача Вид на 3-е ущелье с моря. 3-е ущелье, берег туристы и местные на кухне ущелья я с местным псом Рокки в 3-ем ущелье
разговор с местными на кухне ущелья в ночь после шторма в 3-ем ущелье перед штормом, вид из пещеры на море, в 3-ем ущелье Сухуми, здание госдумы после войны Сухуми, обезьянник Пицунда 3-е ущелье
3-е ущелье 3-е ущелье, провожаем туристов 3-е ущелье, так ловят  рыбу 3-е ущелье берег

Моя поездка в Абхазию автостопом сентябрь 2005 года

Рассказ.
Отчет о поездке в Абхазию!

ПРедисловие....

Все лето у меня прошло ужасно, и к началу осени я поняла, что сил больше нет никаких, в голове начали потихоньку рождаться мысли о море и солнце! Сначала я понимала, что лето уже заканчивается, скоро холода, да и все мои знакомые, с кем можно было б поехать, уже давным давно вернулись с югов и с новыми силами взялись за работу. "А что же делать мне"?? - подумала я. Настроения оставаться в этой Москве не было никакого. Да и после начала первых сентябрьских холодов, уж так сильно потянуло скрыться подальше ото всего этого осеннего безумия, что я решила окончательно-ЕДУ!
Оставалось только решить всего лишь ничего-1.Куда ехать? 2.С кем ехать? 3.И самое главное-на какие шиши?? Денег не откладывала на поездку естесно по какой причине, да и всю зарплату потратила за 3 дня до моего замечательного принятия решения поехать на море...Но раз уж решила-то напопятную уже низачто...
На сайте разместила объявление о поиске попутчика, и таки нашла я себе попутчика по имени Андрей(на сайте он под ником "Инфесто Бруно") .Взяла с собой немного денег, собрала свой походный рюкзак и все-я готова!

Часть 1.

Собрались мы быстро и уже 15 сентября вышли из Москвы на трассу М4, отъехав от м.Домодедовская на автобусе(не помню номера).Выехали уже довольно-так поздно - в 16 часов дня.Сначала мы поймали машину и нас довезли до г.Елец(это не доезжая до Воронежа примерно 80 км).В Ельце мы были примерно в 23 часа ночи. Посидев в придорожной кафешке и поев своих консервов со своим чаем, поймали машину до Воронежа. Йех, высадили нас на объездной в 2 часа ночи в Воронеже и там мы реально застряли часа на 3-4 наверное. Место темное, машин мало, и наконец один мужчина все-таки подобрал нас, и довез до Ростова-На-Дону.Ехали быстро на 140 км/час, и очень экстремально.Шофёр засыпал и просил нас будить его, если вдруг он нечаянно заснет. Мы не сводили с него глаз, было страшно. И все-таки он заснул.Чуть не врезавшись в камаз, дяденька проснулся! Мы постеснялись попросить высадить нас из машины и поехали с ним дальше,напряженно держась обеими руками за сиденье машины.Зато доехали очень быстро до Ростова.
В Ростове мы были примерно в 10 утра! Позавтракав в кафешке своими бич-пакетами и успокоившись от пережитого стресса после поездки с несовсем трезвым водителем, мы отправились на трассу ловить машину до Краснодара. Сначала сели в старенький камаз, ехавший на скорости 30 км/час. Я думала, что не скоро мы еще приедем в Краснодар, поэтому при удобной возможности мы все-таки вышли из машины. И сразу же поймали жигуль с кавказцем.У него на всю громкость играла песня хит сезона - "Черные глаза" и мы почувствовали приближение моря, солнца и Абхазии! По пути мы с Андреем начали вырубаться, так как пошли уже вторые сутки без сна. В итоге, заснув окончательно, мы, видимо, разочаровали водителя, ожидавшего от нас веселых разговоров и рассказов о жизни.Вобщем он нас высадил на пол пути, так и не довез до Краснодара.Обидно было, но и спать ужасно хотелось.Но мы все-таки застопили машину, фуру, с очень веселым водителем! Он довез нас до самого Краснодара и сказал, что через день поедет на Сочи, и что согласен нас довезти и до Сочи, и мы обменялись телефонами. В Краснодаре мы были в 22 часа вечера и поехали на вписку к отличному человеку Андрею(на сайте - "Краснодарец").Наконец-то мы выспались и отдохнули как следует! На следующий день мы все вместе пошли гулять по Краснодару. а еще выяснилось, что Андрей Краснодарец оказывается знаком с моими друзьями из Краснодара, в итоге гуляли мы большой компанией!
На следующий день мы договорились встретиться на трассе с водителем, подвозимшим нас до Краснодара. Он ехал на Сочи, и взял нас с собой в фуру. Всю дорогу мы смеялись и шутили с этим водителем Игорем.Он подкармливал меня в дороге мороженным и конфетами, и останавливал машину у красивых мест на трассе и фотографировал нас.! В 11 утра мы выехали из Краснодара, и к 6 часам вечера мы уже были недалеко от Сочи. Высадил он нас в деревеньке под названием "Лоо",около ж/д станции "Лесная",там проходят ж/д пути,расположенные прямо по берегу моря. Электричка ходит Туапсе-Сочи-Адлер, туда и обратно примерно 4 раза в день.Время в пути от Туапсе до Адлера 3,5 часа со стоимостью билета в электричку 70 рублей.Вся дорога идет вдоль берега моря.
Вышли мы в этой деревне Лоо и пошли искать дикий пляж.спросили у местных, нам показали куда надо идти. В итоге спустя часа 2 мы все-таки нашли маленький палаточный лагерь,там было всего палаток 5-6, но мы были очень довольны, что наконец-таки добрались до моря!
Расставили палатку и прожили там 2 дня.Место неплохое, только нам там показалось скучно. До магазина в принципе идти было недалеко, примерно 30-40 минут, и магазин там был "Магнит", цены в нем были такие же как в Москве.Очень дешевые консервы и бич-пакеты. Единственное неудобство, это проходящие прямо над головой ж/д пути, и поезда каждые 2 часа и днем и ночью.Вобщем тяжеловато было, я ночью постоянно просыпалась от стука колес.

Через два дня к нам приехал стопщик из МСК Илья(на сайте он Ilik), и уговорил нас ехать с ним в Абхазию. И на следующий день мы втроем сели на электричку и поехали до Адлера. Проехали бесплатно, сказав контролерше, что мы выдем на следующей станции, но так и не вышли естесно....
ПРиехали на ж/д вокзал Адлера, а оттуда ходят маршрутки до Псоу(до границы с Абхазией). Есть маршрутки за 40 рублей, везущие прям до самой границы, а есть маршрутки за 9 рублей, везущие до рынка(в 15 минутах до границы). Но мы почемуто сели в ту, что за 40р., а Илья уехал отдельно на той, что за 9руб. В итоге мы потерялись. Прождав Илью на границе часа 3, мы поняли, что надо ехать самим. Хорошо, что Илья объяснил нам, как добираться до палаточного лагеря 3-его ущелья(под Пицундой).
Прошли границу,прошли через таможню,смотрели только рюкзаки через сканер, и паспорта.Андрею в паспорте поставили штамп въезда в Абхазию, так как он является гражданином Белоруссии. Потом на автобусе за 50 рублей доехали до Пицунды примерно за 2 часа. От Пицунды до рыб.завода нас подбросили на машине. Ну а от рыбзавода нам предстоял долгий и нелегкий путь до 3-его ущелья. Дорога была вдоль берега моря, но там очень много разваленных камней, из-за этого времени на дорогу понадобилось часа 3-4. Нам предлагали местные жители довезти нас на моторке за 500 руб. Но было бы обидно проехать всю дорогу стопом и в конце пути ехать за деньги..тем более за ТАКИЕ,и мы канешна пошли пешком. Когда начало темнеть, а мы все еще шли и не видели этого ущелья, я было подумала, что мы потерялись и идем вообще не в ту сторону. И в конце концов мы добрались до лагеря!! Там было весело, играла музыка, жарились шашлыки.Нас сразу усадили за стол, накормили и напоили. Я сразу ощутила, что такое Кавказское гостеприимство!!!
Палаток там уже было мало, примерно 5-6, все-таки конец сезона(20 сентября). Мы расставили палатку, пообщались с местными абхазскими жителями(а их там было больше, чем отдыхающих), мы легли спать.

2 часть.

Ущелье сначала мне не очень понравилось, уж слишком там было много диких абхазцев,которые видимо все время жаждали общения с новыми людьми. А мне в свою очередь хотелось одиночества и покоя. Трудно было спрятаться от назойливых джигидов. У меня даже были мысли уехать оттуда и как можно скорее. Но мои попутчики были в восторге от этого необитаемого острова( еще бы, каждый день вино в больших количествах и курево).
Через несколько дней, вжившись в ту атмосферу, я поняла, что и мне здесь очень нравится, и что на самом деле остров действительно дикий и необитаемый. Я нашла много красивых уголков 3-го ущелья, в которых можно было спрятаться ото всех и любоваться красотой природы. Купаться я тоже уходила по камням вдоль берега в следующее 4-ое ущелье. Там совершенно дикие места, и вода очень прозрачная, когда плаваешь, можно даже разглядеть дно.
В 3-ем ущелье есть 2-х уровневая сквозная пещера.Пещера изначально строилась как тоннель для железной дороги, там даже есть рельсы. Лазала я в нее раз 10 наверное, и даже один раз попробовала залезть на второй уровень. Это очень опасное занятие, никому не советую лазить на 2-ой этаж пещеры, т.к.идя по второму этажу можно спокойно провалиться на первый этаж через дыры, которых там очень много. Я спустилась через одну такую дыру в земле со второго на первый этаж пещеры,там где была маленькая высота,и всего лишь немного отбила ноги, и распугала там всех летучих мышей, которые вылетели и начали кружить над нами. А вот смельчак, лезший вместе со мной, остался на втором этаже и пошел дальше, в конце концов он свалился в дыру и шипко ударился. Местные сказали, что нам еще повезло, что пару недель назад парень тоже оттуда же упал и сломал себе ногу, и его увезли на лодке в Пицундскую больницу.
А еще там есть красивая гора, мы лазали туда на закате, чтоб полюбоваться как садится солнце на всем побережье.
Среди местных абхазцев был актер Сухумского драм-театра. Он пригласил нас на свой спектакль в Сухум. Прожив на острове неделю, мы решили, что надо посмотреть и остальные города Абхазии. И решили поехать в Сухум на спектакль, но перед этим заехать в Новый Афон.

3 часть.

Из 3-го ущелья до Пицунды нас довезли на лодке совершенно бесплатно ребята с ущелья. От Пицунды ходили экскурсионные автобусы с туристами до Нового Афона. На одном из них мы как раз и доехали всего за 20 рублей. Дорога заняла часа 2-3. И к вечеру мы были в Новом Афоне.
На ночлег мы решили пойти в Новоафонский монастырь, в который (по рассказам автостопщиков) пускают поломников на ночлег на три дня. Мы с полной уверенностью в том, что будем ночевать в монастыре,поднимались на гору, на которой как раз таки и находился монастырь. Мы пришли туда часам к 10 вечера, в это время в монастыре шла служба и нам сказали подождать. После окончания службы вышел главный-отец Федор. Посмотрев на нас, он сказал, что мест свободных у них нет. А поскольку было уже поздно и темно, он предложил поставить палатку прямо у стен монастыря, так мы и сделали...
Ночью шел ливень, и вся палатка наша промокла насквозь. Утром, вылезая из палатки, я заметила толпу сестер-монашек, удивленно глядевших на нас и нашу палатку. Позже, собрав вещи, мы пошли в монастырь, и одна из сестер мне сказала, почему нас не пустили на ночлег, мы видимо больше были похожи на туристов, а не на поломников,на мне не было юбки, платка и т.д. Вот так она мне все и рассказала.
Мы помолились на утренней службе, попросили хорошей дороги и поехали дальше.

4 часть.

На автобусе бесплатно(шофер забыл с нас денег взять) мы доехали до Сухума. По приезду в Сухум мы ощутили атмосферу послевоенного города.Автобус высадил нас на вокзале, здание которого было разрушено. Большинство домов вокруг вокзала тоже были нежилыми. Пешком мы дошли до центра города, сходили в Сухумский исторический музей.
После музея, сидя на лавочке, долго думали, где будем ночевать сегодня. Думали думали, и к нам подошел один местный паренек, узнав, что мы туристы, предложил заночевать у него. Ну мы конечно стали отказываться, думая , что жилье он нам за деньги предлагает. Оказалось, что звал он нас бесплатно. Мы конечно в итоге согласились пойти к нему,т.к. других вариантов у нас все-равно не было.
ПРивел он нас в квартирку недалеко от моря,и мы были безумно этому рады. В квартире кроме него были еще его 2 брата, но они там не жили, и квартира была их местом для ночных тусовок. Повезло называется.....Но лучше так, чем никак. До 2-х ночи вся их компания кутила в квартире, а потом они уезжали куда то продолжать веселье и мы оставались в квартире практически одни. Но для сна нам предложили отдельную комнату-это хотя б радует. Впрочем ребята оказались неплохими, и предложили остаться у них на сколько мы сами захотим. Ну и остались мы у них еще на 4 дня. Сходили на спектакль в Сухумский драм театр, куда нас пригласил один из актеров, живших вместе с нами в 3-ем ущелье. Спектакль "Берег Неба" нам очень понравился. Актеры играли на абхазском языке, но нам были выданы наушники, в которых был перевод. Первый раз я смотрела спектакль в наушниках.После спектакля мы пошли на набережную, там проходил праздник в честь дня освобождения СУХУМА, 26 сентября. Был концерт, выступали местные абхазские артисты, пели и танцевали. Был даже салют. Очень здорово.
На следующий день пошли в Ботанический сад. Да, там действительно очень много разных растений и деревьев со всех уголков земли.Гуляли мы там часа 3 наверное, красотища!
Потом потопали в местную столовую. Цены там смешные, особенно по сравнению с Москвой.Мы очень вкусно покушали, потратив на это примерно 35 рублей.
Интернет в Сухуме везде стоит одинаково,его там найти просто, особенно в центре.Стоит за час 40 рублей. Международные переговоры там тоже на каждом шагу. Стоимость за минуту в Россию 8-10 рублей.
А еще мы ходили в обезьянник! Именно в этом обезьяннике кстати находится первый памятник обезьяне:о))Так нам экскурсовод сказал. Обезьян на самом деле там не так много, как я думала, но все равно рекомендую посетить одну из достопримечательностей города.

5 часть.

Посмотрев практически все в Сухуми, мы решили вернуться назад в 3-е ущелье. И к вечеру мы были уже под Пицундой в ущелье. Местные так удивились нашему возвращению, ведь когда мы уезжали, думали что навсегда. А вот и нет, уже 29 сентября мы вернулись.
Разбили палатку на том же месте, будто и не уезжали вовсе.
На следующий день, 30 сентября в Абхазии большой праздник-"День ПОБЕДЫ" Абхази над Грузией. И нас тоже пригласили отмечать вместе со всеми этот праздник. В ущелье приехало очень много народу, все чьи то родственники, ну они там вроде как все друг другу родственники.Собрали боольшущий пир, и до ночи отмечали мы ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

На следующий день Шарах(тот самый актер сухумского драм театра) привез в ущелье всех своих актеров, игравших в том самом спектакле"Берег НЕба". Было очень весело. Я устроила им экскурсию в пещеру, вобщем показала им все красивые места ущелья. А к вечеру их повезли на лодке в санаторий ночевать. Ну и нас с Андреем взяли за компанию. Было весело. Нам даже бесплатно сняли в этом санатории номер, и я наконец то приняла горячую ванну. А еще мы в этом санатории пошли на дискотеку.Вот это было зрелище! Я вдживую увидела настоящие народные абхазские танцы.
Меня тоже пытались научить, но я не далась....
А на утро нас повезли на экскурсию (опять же за компанию с актерами) на Сталинские и Горбачевские дачи. В дом Сталина даже разрешили зайти. Шикарный домишко, особенно по тем временам. А на дачу Горбачева разрешили только издалека полюбоваться. Но нам очень понравилось.
Потом нас отвезли обратно в ущелье.
Актеры уехали, а мы остались. Стало немного грустно..народу нас там осталось мало, да и погода начала холодать. А потом был шторм в 3 балла, и нам было даже оттуда не уехать, т.к. море бушевало и лодку нельзя было на море вытаскивать. Зато мы купали